История собора

Фотовыставка
К 100-летию закладки храма во имя
святителя Николая Мирликийского Чудотворца

История Мурманского Свято-Никольского кафедрального собора неразрывно связана с историей становления православной общины города. При всей сложности и пестроте событий условно её можно разделить на три этапа:

  1. 1916–1945 гг.: от освящения места под строительство храма во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца и постройки первой временной Никольской церкви до обращения общины к органам власти о предоставлении молитвенного дома.
  2. 1946–1986 гг.: от освящения Николаевского молитвенного дома и перестроенной из него деревянной Николаевской церкви до её демонтажа.
  3. 1986 — наши дни: от освящения построенной на месте старой Свято-Никольской церкви новой каменной.

Фотодокументы выставки представляют первые два этапа становления православной общины города.

ЭТАП I:

  • Фотография № 1 закладки храма во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Закладка Николаевской соборной церкви города Романова-на-Мурмане состоялась 21 сентября/4 октября 1916 года. (Построена не была.)
  • На фотографии № 2 — здание первой (временной) Николаевской церкви Мурманска наскоро построенной в осенне-зимний период 1916 года. Время её освящения пока неизвестно. Эта фотография относится предположительно к 1926–1927 годам. Надпись на обороте гласит: «Бывшая церковь Мурм. а теперь жильё бродяг (гопников)». Советскими властями здание церкви было изъято у общины в 1924 году и использовалось по-разному: то в качестве гимнастического зала для красноармейцев, то общежития сезонных рабочих, а то и просто пустовало. Несмотря на настойчивые обращения общины к правительству о возврате старой церкви или отведении места под строительство новой, отказ был категорическим, и в 1928 году Мурманск провозглашается первым губернским городом без единого храма.
  • Находился первый Николаевский храм на месте нынешнего дома № 68 по проспекту Ленина. Фотография № 3 проспекта Сталина (ныне Ленина), сделанная 1939 году, показывает местоположение церкви с привязкой к городской топографии. Слева на фотографии – школа № 2 (ныне гимназия), а справа видна алтарная часть церкви. Дня гибели здания Николаевской церкви не известно. Вероятнее всего, оно сгорело в страшные для всего города июльские бомбардировки 1942 года. Так или иначе, по данным немецкой аэрофотосъёмки 1 июля 1942 года здание ещё стоит, а 5 сентября 1942 на его месте уже пустырь.
  • С момента постройки первой церкви в ней служили священники с базировавшихся в Мурманске кораблей. В мае 1918 года первым настоятелем Николаевской церкви города Мурманска был избран служивший ранее на линейном корабле «Чесма» протоиерей Павел Иванович Воронов (1862–?). В сентябре 1919 года настоятелем становится священник Николай Хрисанфович Азлов (1858–1927).

ЭТАП II:

  • Сразу после победы в Великой Отечественной войне в июне 1945 община вновь ставит перед правительством вопрос о выделении здания под молитвенный дом. Результатом переписки с властями стала государственная регистрация общины в конце 1945 года с предоставлением ей молитвенного дома по адресу: город Мурманск, улица Котовского, дом без № (фото № 4). Молитвенный дом святителя Николая был освящён 23 марта 1946 года. На фото № 5 представлено внутреннее убранство Николаевского молитвенного дома.
  • Тогда же в Мурманск был поставлен и священник Владимир Платонович Жохов (1917–1988)[*]. Настоятелем мурманского прихода он был с 23 марта 1946 по август 1947 года (фото №№ 7–10).
  • С радостью и воодушевлением верующие взялись за устройство выделенного им помещения, и уже 19 декабря 1946 года была освящена перестроенная из молитвенного дома церковь святителя Николая (фото № 9, № 11). На памятной фотографии № 8, сделанной в день освящения храма, запечатлены священник Владимир Платонович и матушка Елизавета Ивановна Жоховы с епископом Архангельским и Холмогорским Леонтием (Смирновым).
  • На фото № 10 настоятеля с причтом, относящемся предположительно к 1947 году, рядом с псаломщиком Григорием Ионовичем Марковым (его мы встретим позже на фото № 35) стоит регент Феодосия Мединцева; в верхнем ряду вторая слева — монахиня Арсения (Куршева).

На фотографиях №№ 6, 12–14 представлен иконостас, написанный пленными немцами, и внутреннее убранство Николаевской церкви, из которого сохранились два распятия: малое — в Соборе, по южной стороне, большое — в Трифоновской церкви на западной стене.

С фотографий №№ 34–43 смотрят на нас настоятели Никольской церкви Мурманска:

  • Митрофорный протоиерей Николай Васильевич Пулькин (1884–1966). Служил с 24 августа 1947 по 31 мая 1953 года (фото №№ 34, 35).
    Отец Николай — потомственный священник, родом с Вологодчины. В священном сане с 1906 г. В годы гонений был репрессирован, находился в ссылке в Тобольской губернии. В июне 1946 г. о. Николай открывал Благовещенскую церковь в Коле, а после отъезда о. Владимира Жохова был назначен настоятелем Николаевского храма в Мурманске. Сохранившийся палисадник за алтарём Свято-Никольского собора посажен руками о. Николая. Скончался и похоронен в г. Котласе Архангельской области, где служил последние годы жизни.
    На групповом снимке (фото № 35) в мае 1949 года слева направо сидят: псаломщик Григорий Ионович Марков, протоиерей Николай Васильевич Пулькин, диакон Димитрий Афанасьевич Афанасьев (будущий священник) и священник Сергий Алексеевич Кузнецов.
  • Протоиерей Владимир Александрович Обнорский (1891–1958) исполнял обязанности настоятеля с апреля по август 1954 года (фото № 36, см. также №№ 15, 16). Отец Владимир приехал в Мурманск в 1947 г. Город был полностью сожжён во время войны, и о. Владимир, как и многие мурманчане, жил в землянке недалеко от 4-й школы. На фото № 37 он с дочерьми: Ксенией (слева), и Александрой (справа).
  • С июльских фотографий 1954 года (фото №№ 15, 16), сделанных сразу после службы, на нас смотрят епископ со священниками Мурманского округа. На уличной фотографии слева направо расположились: протоиерей Порфирий Казанский, иерей Илия Кутузов (стоит), на скамейке в центре сидят трое исповедников веры Христовой с приличным «стажем» советских концлагерей: протоиерей Иоанн Шастов (11 лет, несколько раз в Соловецком концлагере), епископ Феодосий (10 лет), протоиерей Владимир Обнорский (5 лет), далее — иерей Сергий Кузнецов (см. также на фото № 35), диакон Стефан Машурин; в белой кофточке матушка о. Сергия Кузнецова Евлампия Яковлевна, третий слева Антоний Фурманов (в будущем священник).
  • Митрофорный протоиерей Виктор Прохорович Грисенко (1879–1965) исполнял обязанности настоятеля с декабря 1954 по 1955 год (фото № 39). Отец Виктор — выпускник Одесской Духовной семинарии, в священном сане с 1903 г. Служил на Украине (Николаев, Херсон). В годы Великой Отечественной войны о. Виктор оказывал помощь военному госпиталю, а также собирал и перечислял средства в Фонд обороны. Он собирал тела наших воинов и хоронил в церковной ограде. За свою патриотическую деятельность был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» В 50-х годах был оклеветан и без разбирательства лишен Синодом священного сана. Добился справедливости и восстановлен в сане. После этого служил в Мурманске, затем вернулся на Украину. Скончался и похоронен в г. Николаеве.
  • Иерей Александр Фёдорович Кудрявцев (1902–?) был настоятелем в 60-х (фото № 38). Отец Александр происходил из народа коми-ижемцев. Имел педагогическое образование, до войны преподавал в Архангельском мореходном училище иностранные языки. Был на фронте, получил контузию. После войны написал заявление о выходе из партии и вынужден был вместе с супругой Татьяной Назарьевной (тоже учительницей) покинуть Архангельск и перебраться в Мурманск. Здесь она учительствовала, а он прислуживал в алтаре, а затем стал священником. В 70-е годы уходил за штат по состоянию здоровья, затем опять возвращался к служению. В последние годы служения являлся духовником духовенства Мурманского благочиннического округа. После смерти супруги здоровье резко ухудшилось, и в начале 1980-х сыновья увезли отца Александра в Архангельск, где он скончался. Отец Александр, имея литературный дар, писал поучения в стихотворной форме и раздавал прихожанам. По требованию властей обратился к людям, чтобы всё сожгли. Так бесследно пропали его стихи.
  • Протоиерей Илия Васильевич Кутузов (1903–1968) состоял в должности настоятеля с 23 мая по 23 октября 1968 года (фото № 40).
  • Митрофорный протоиерей Сергий Евгеньевич Кульчинский (1911–2000), запечатлённый с матушкой Зинаидой, сыном Александром (будущим священником) (фото № 41), являлся настоятелем с 1 сентября 1970 по 5 июля 1975 года (фото № 42).
  • Митрофорный протоиерей Владимир Евгеньевич Кульчинский (1910–1980) был настоятелем дважды: в 1968 году и с 1 октября 1976 по 9 июля 1979 года. На фотографии № 43 он с матушкой Иулиттой Павловной. Отец Владимир — потомственный священник. И матушка Иулитта тоже из священнического рода. После войны о. Владимир 9 лет отсидел в советском концлагере в Республике Коми. Когда его арестовали, он сказал: «Можете меня сразу расстрелять, но по воскресеньям и по праздникам я на вас работать не буду». И ему там разрешали служить и молиться вместе с другими верующими. Когда его выпустили после смерти Сталина, то сказали: «Простите, но Вы были ни в чём не виноваты». А он ответил: «А я за Христа готов ещё столько же отсидеть». Матушка Иулитта преставилась в 2008 или 2009 году, было ей уже далеко за 90. Писала она обо всех ужасах большевистского режима: «Сколько было расстреляно наших друзей — священников — прямо в храме у Престола Божия!» Похоронены они в г. Сарны Ровенской области, куда уехали за год до смерти о. Владимира в 1979 г. В один из приездов в Мурманск владыка Никон (Фомичёв) во время проповеди с амвона сказал: «Таких священников, как отец Владимир и отец Сергий Кульчинские, в вашем храме никогда не было и не будет».
  • В 1984 году настоятелем Никольской церкви города Мурманска назначен протоиерей Георгий Иванович Козак (род. 1941 г.) (фото №№ 46, 47). Настоятелем он будет по 1992 год. Отец Георгий в начале 70-х был рукоположен в сан диакона в Казанской церкви г. Кировска, где потом служил диаконом и вторым священником. Затем служил в Сыктывкаре. В 1984 направлен епископом Исидором в Мурманск специально для строительства нового храма. Прекрасный хозяйственник, организатор, созидатель общины. С его назначением начинается подготовка к строительству нового храма.

Проект и все расчёты к строительству нового храма выполнил Леонид Леонидович Егоров (фото №№ 24, 25, 28). За это был уволен из всех государственных учреждений, и на него было заведено уголовное дело «за ведение строительства без согласования с обкомом КПСС». В 1985 году благодаря обращениям верующих к высшему руководству страны дело было закрыто, а Егоров, по слову настоятеля: «Леонид Леонидович, Вы проектировали, Вы и стройте», — становится штатным прорабом Никольской церкви города Мурманска.

По благословению правящего архиерея с 7 по 17 мая 1985 года отец Георгий отправляется на Украину в поисках мастеров, владеющих традициями храмостроительства, и вот они в Мурманске на новом объекте (фото №№ 25, 31, 32). Кроме строителей из Закарпатья на площадке ежедневно трудились не менее полутора сот добровольцев-мурманчан (фото №№ 18, 21–23). Новый храм решено было строить, не снося старого, путём возведения капитальных стен вокруг действующей церкви. Во время строительства служба в старом храме не прекращалась. На фотографиях 1986 года можно видеть старый храм внутри новых стен (фото №№ 17–20). Последняя литургия была совершена 22 мая 1986 года, после чего старое здание разбирают, и с мая по октябрь 1986 года служба совершается в расширенной для этого Трифоновской церкви 50-х годов постройки (фото № 29).

На фотографии № 18 обстройки старого храма новыми стенами среди строителей и добровольцев можно разглядеть ветерана Великой Отечественной войны Феодосию Кузьминичну, в белом платочке она стоит перед о. Георгием, опершись на перекладину. Тогда ей было шестьдесят, сегодня она — старейшая прихожанка Собора. На фоне строительства сфотографированы староста Никольского храма Мария Михайловна Великанова, бухгалтер Татьяна Семёновна Кудина, настоятель протоиерей Георгий Козак, руководитель строительства Леонид Леонидович Егоров и мастера-строители из Закарпатья (фото №№ 24, 25).

В 1987 году в Мурманске побывал находящийся на покое митрофорный протоиерей Владимир Платонович Жохов. Зная от Господа год своей кончины, отец Владимир приезжал прощаться со своей паствой. На одной из памятных фотографий (№ 44), относящихся к этому году, он запечатлён со всеми церковными и государственными наградами, на другой (№ 45) — в рясе святого праведного Иоанна Кронштадтского. По свидетельству сына отца Владимира Анатолия, «ряса была подарена отцу Владимиру одной монахиней, глубоко почитавшей отца Иоанна. Ей досталась от личного кучера Иоанна Кронштадтского. После смерти батюшки мы передали её Патриарху Алексию Второму».

Завершает фотоэкскурс в историю снимок, сделанный в Свято-Никольском кафедральном соборе города Мурманска 19 декабря 2016 года (№ 48). На ней — митрополит Мурманский и Мончегорский Симон с духовенством и тружениками Свято-Никольского собора.

Протоиерей Геннадий Буздуган, протоиерей Василий Вольский.

Дорогие братья и сёстры, если Вы узнали своих родных и близких,
если располагаете какими-то сведениями, документами и фотографиями,
относящимися к истории прихода, просьба сообщить настоятелю.
Давайте вместе вести летопись родного прихода.


*Статья прот. Василия Вольского

ЖОХОВ Владимир Платонович (17.05.1917, с. Чёлмохта Холмогорского уезда Архангельской губ. — 23.09.1988, с. Усть-Качка Пермской обл.), митрофорный прот. Из рода потомственных дворян. В 1917 г. семья Жоховых переехала в с. Чёлмохта Архангельской губ. из Ростова-на-Дону, а через некоторое время вернулась обратно. В 1934 г. они приехали в Ленинград. В 1935 г. отец Ж. был арестован и осужден за антисоветскую деятельность, скончался в 1943 г. в заключении в Сибири. Ж. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, обучался у худож. А. И. Лактионова. Работал художником-оформителем в тресте «Ленгоркино» в Ленинграде. Одновременно служил в одном из храмов внештатным иподиаконом. В 1939 г. призван в армию. К началу Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. нес службу на зап. границе СССР. В авг. 1941 г. был ранен и контужен, демобилизован с инвалидностью 2-й группы. Решил посвятить свою жизнь служению Церкви.

С 1941 г. Ж. жил в Архангельске, где занимал должность иподиакона и чтеца в Ильинском кафедральном соборе. В апр. 1942 г. из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы его родные, вместе с которыми Ж. переехал в с. Чёлмохта. Весной 1943 г. вступил в брак и вновь поселился в Архангельске. Работал художником в клубе моряков, а по выходным служил в соборе. В том же году уехал на родину жены во Владимир, служил иподиаконом в Успенском кафедральном соборе. Вместе с Владимирским и Суздальским еп. Онисимом (Фестинатовым; впосл. архиепископ) был в числе членов Поместного Собора 31 янв. — 2 февр. 1945 г. В том же году вернулся в Архангельск.

2 авг. 1945 г. в архангельском Ильинском кафедральном соборе Архангельским и Холмогорским еп. Леонтием (Смирновым) Ж. был рукоположен во диакона, 4 нояб. того же года — во иерея. Служил в Архангельске в районе о-ва Соломбала. В марте 1946 г. по благословению еп. Леонтия направлен для пастырского служения в мурманскую общину, которая существовала без храма (закрыт в 1924). Ж. стремился объединить верующих, привлекая в общину интеллигенцию города, собирал средства для помощи семьям погибших бойцов. По воспоминаниям современников, Ж. всегда ходил в рясе. В 1946 г. организовал сбор средств и приобрел в Мурманске дощатое здание под молитвенный дом, к которому спустя 3 месяца была пристроена колокольня. Для 3-ярусного иконостаса (сохранился и находится в Свято-Троицкой церкви села Тетрино Терского района) Ж. написал иконы. 19 дек. 1946 г. еп. Леонтий освятил молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1985 г. на этом месте был построен каменный Свято-Никольский храм, освященный 19 окт. 1986 г. С 1947 г. служение Ж. проходило в г. Котласе Архангельской обл., где он благоустроил до того закрытый храм, а затем в с. Красноборск.

В сент. 1950 г. Ж. переведен служить в Свято-Казанский храм с. Кочпон (ныне в черте Сыктывкара). В дек. 1951 г. обратился к властям за разрешением на ремонт храма и с просьбой разместить внутри на его стенах текст молитвы «Отче наш», Символ веры, заповеди десятисловия и блаженства. В 1951 г. за укрепление положения Церкви в Сыктывкаре был удостоен сана протоиерея. Благодаря церковно-просветительной деятельности Ж. и увеличению числа верующих в регионе в Коми АССР был образован благочинный округ (5-й в Архангельской епархии). Ж. стал 1-м его благочинным. В 1956 г. при участии Ж. была открыта ц. Вознесения Господня в с. Иб (ныне Ыб), молитвенные дома в с. Айкине и в г. Ухте. Он предлагал к хиротонии способных молодых людей из числа местных жителей и рекомендовал их в качестве священников в эти молитвенные дома. В 1957 г. Ж. просил разрешения властей на пристройку к храму «тамбура и подсобного помещения» и, получив его, начал строительство придела во имя прав. Прокопия Устюжского Чудотворца при Свято-Казанской ц. В том же году против Ж. возбудили уголовное дело за «незаконное приобретение стройматериалов для Казанского храма», вскоре оно было закрыто. В 1958 г. Ж. заочно окончил Ленинградскую ДС.

В период служения Ж. в Коми АССР против него вел борьбу уполномоченный по делам религии по Коми АССР Е. Е. Рочев. В материалах доклада уполномоченного за 1959 г. сохранились сведения о том, что за последние 10 лет доходы церкви, где служил Ж., увеличились в 7 раз, количество крещений — в 5 раз, венчаний — в 11 раз, отпеваний — в 2 раза, общее число исповедей увеличилось с 6056 в 1957 г. до 7847 в 1958 г. Рочев отмечал, что Ж. неоднократно устраивал многочисленные (больше разрешенной «двадцатки») собрания прихода, организовал кассу взаимопомощи, занимался благотворительностью.

Личность Ж. и его деятельность привлекали людей в храм, где он служил. По воспоминаниям сыктывкарцев, Ж. был человеком весьма образованным, собрал большую библиотеку и всегда находился в центре культурной жизни города. Вечерами он импровизировал на лютне и исполнял в домашнем кругу на память мн. арии из опер. В доме Ж. собирались солисты музыкально-драматического театра, художники. Как боевой офицер он на равных общался с представителями светской власти. В 1960 г. Рочев добился лишения Ж. регистрации в Сыктывкаре. Около года Ж. ездил с женой и детьми по всей стране в поисках места службы, но везде получал отказ. На Новодевичьем кладбище в Москве Ж. встретил Председателя Президиума Верховного Совета К. Е. Ворошилова, который сказал, что в его стране нет «бродячих» священников, и дал ему бумагу: «Священника Жохова принять в любой приход страны». В 1961 г. с этой бумагой он был принят архиеп. Сергием (Лариным) в Пермскую епархию в клир Троицкого кафедрального собора г. Перми. С 1975 г. исполнял обязанности ключаря собора. В 1978 г. по болезни вышел за штат, но в воскресные и праздничные дни помогал соборному причту за богослужениями. По свидетельству современников, Ж. был хорошим проповедником. В 1987 г. к конкурсу на лучший проект храма-памятника Победы на Поклонной горе в Москве представил свой чертеж, высоко оцененный комиссией. В 1993 г. по просьбе сыктывкарцев этот проект участвовал в конкурсе на лучшее архитектурное решение сыктывкарского храма во имя св. Стефана Пермского. Отпевание Ж. состоялось в Троицком кафедральном соборе Перми. Погребен на кладбище с. Усть-Качка Пермской обл. Надгробие на могиле выполнено в виде фигуры ангела.

(2380)